Май Митурич (Май Петрович Митурич-Хлебников. 1925-2008) - Народный художник, действительный член Академии Художеств, лауреат Государственной премии. Известный живописец, график, профессор МПИ (Теперь Московский Университет Печати?), за свои иллюстрации к книгам для детей получил награды международных конкурсов книжной иллюстрации.
Май родился в семье художников. Отец, Петр Митурич - график и живописец, изобретатель, иллюстратор и преподаватель рисунка во ВХУТЕМАСе. Мать, Вера Хлебникова, сестра поэта Велимира Хлебникова, - живописец, график.
Родители были уверены, что и сын вырастет художником. Рисунки Мая, начиная
с самых первых, они бережно хранили вместе со своими работами.
От дедушки, Владимира Хлебникова, орнитолога и знатока животного мира, Май научился различать и любить птиц и зверей. В доме всегда кто-нибудь жил - то крымский заяц Чаки, то белая крыса Кулеврина, то смешная водяная курочка Тутик.
В семье, несмотря на трудности быта, выработалась система жизни: зимой заработки, а лето посвящено рисованию и живописи.
Став старше, Май пристраивался писать маслом рядом с матерью - в Судаке, на Кавказе. Поглядывал на то, как работает она.
С гостями - художниками, учениками - Петр Митурич вел разговоры и споры об искусстве. Май перенял взгляды родителей на искусство, их систему ценностей,
в которой первое место отводилось живописи.
В начале Великой отечественной войны Май, бросив школу, работал в Окнах Роста, где печатали трафаретные картинки на злобу дня.
В неполных 18 лет, стал солдатом. На Ладоге, на «дороге жизни», заправлял грузовики, затем был художником в специальном агитационном подразделении, которое шло следом за авангардом войск и на площадях занятых городов размещало наглядную агитацию. В только что освобожденном Берлине Май Митурич написал небольшой пейзаж - площадь и разрушенные дома. Это была первая его работа после большого перерыва.
Демобилизовали солдата-художника только в 1948 году. Май поступил в Московский Полиграфический институт, унаследовавший традиции ВХУТЕМАСа, где когда-то преподавал его отец.
Первыми печатными работами были буклеты для Сельхозиздата. Скрупулезно нарисованные трактора в разрезе, скучнейшие и трудоемкие иллюстрации к специальной литературе. Но вскоре появились первые небольшие заказы для детских издательств. Сначала маленькие картинки в сборниках, затем - «ширмочки» на картоне, а потом и настоящие большие книжки: «Стихи для детей» С.Маршака, «Бибигон» К.Чуковского, сборники стихотворений А.Барто. Иллюстрировал Май Петрович и В.Бианки. Книжка «Первая охота» Бианки была у Мая в детстве - с иллюстрациями П.Митурича и
В.Хлебниковой.
Май Митурич и писатель Геннадий Снегирев не раз отправлялись в далекие края
и привозили багаж: писатель - рассказы, а художник - иллюстрации к ним.
В иллюстрациях Май Митурич старался решать те же задачи, которые стоят перед художником и в живописи, и в станковой графике: цвет, ритм (не только в отдельной картинке, но и сквозной, проходящий через всю книгу), композиция. При этом даже сказочные животные нарисованы анималистически точно, а серьезные задачи не мешают картинкам быть веселыми и оставаться современными на протяжении многих лет. Многие иллюстрации послужили основой для серии «живописи для детей», литографий и шелкографий. Иллюстрации Мая Митурича очень полюбили японские издатели. В Японии переиздавали книги Мая, заказывали новые. Три книжки из серии для самых маленьких написаны самим художником.
Много раз Май Митурич ездил в Японию, однажды даже прожил там больше года.
За вклад в развитие культурных связей двух стран получил медаль Восходящего солнца. Перенял от родителей правило - лето, короткий период солнца, света - Май отдавал живописи.